Охотничьи традиции и этика

18 марта 2012 - Nedved94

 Любители природы нередко обвиняют поклонников охоты в жестокости. «Злая «забава», «убийство ради убийства» и много других нелестных мнений высказывается об охоте. В подтверждение своих слов противники охоты приводят немало доказательств. Среди них — список животных, истребленных человеком с ружьем, множество примеров жестокой неоправданной стрельбы по певчим птичкам, дятлам и другим живым целям, случаи варварского обращения с подранками, возмутительные факты браконьерства. Но позвольте, при чем здесь охота? Ведь все это проявление некультурности, невоспитанности и душевной черствости, в которой может быть повинен и человек с ружьем и просто дуралей, расковырявший муравейник либо разрушивший гнездо птицы.

 

Настоящий охотник добр! В лес, поле или на болото его потянуло не за наживой и не ради убийства во имя мелкого самоутверждения. Он действительно любит природу, ибо эта любовь заложена ею же в каждом человеке. Но охотники осознают ее особенно остро, умеют радоваться общению с живым и зеленым миром, умеют беречь его и по-хозяйски использовать.

На протяжении многих веков человечество отстаивало свое право на жизнь в борьбе со стихиями, с опасными и могучими зверями, наконец — с голодом. Человек-Охотник участвовал и побеждал в этой борьбе. Охота была основой существования человечества и, как всякий труд, постепенно стала потребностью. Поколениями людей создавались культура охоты и ее этика. Они гуманны по природе своей, так как развивались во имя продолжения, а не прекращения жизни на земле.

Молодой охотник должен быть достойным наследником охотничьей культуры народов мира, и прежде всего народов нашей Родины.
Одно из первых обществ охотников России, созданное еще в прошлом веке, не случайно именовалось «Обществом правильной охоты». Термин «правильная охота» родился не как призыв к формальному учету тех или иных ограничений. Его содержание гораздо глубже. Разберем это на примерах.

Если начинающий получил ружье, но не овладел еще знаниями об охоте и природе, его охота всегда неправильная, встреча с дичью у него случайна или обеспечена трудом егерей. Каждый выход такого «охотника» в угодьях проходит в ожидании нечаянной встречи с дичью, в. боязни «зевка» или промаха. Отсюда нервозность, выстрелы «на авось», подранки, «нечаянная» пальба по маткам или иной запретной дичи. Добытый трофей не приносит удовлетворения, так как «счастливый» стрелок в глубине души сознает случайность удачи.

Иное дело правильная охота, основанная на определенной методике, опыте поколений и личном труде по подготовке этой охоты. Такой охоте всегда предшествуют годы ученичества, изучения повадок дичи, угодий, выращивание и натаска собаки, множество увлекательных дел и забот. Человеку, который понимает вкус поэтической охоты на тяге, не доставит радости застрелить случайно спугнутую по дороге птицу, которая к тому же может оказаться самкой с яйцом. Так и гончатнику, влюбленному в охоту с собаками, не доставит удовольствия шумовой белячишка, выскочившей из-под ног. Он просто порадуется встрече с нежданной дичью, как с добрым знакомым, а не будет сокрушенно вздыхать о «прозеванном» звере и судорожно хвататься за ружье.

Правильная охота не исключает элементов удачи, благоприятного стечения обстоятельств, романтики поиска. Наоборот, она позволяет направленно добиваться этой удачи, возводит охотничий труд в ранг искусства. А всякое искусство рождается как сплав методики, творческого ее применения и, конечно, определенной этики.

Практическое освоение методов охоты, знание повадок дичи и другие элементы охотничьего мастерства приходят с годами. Но основные положения охотничьей этики начинающий должен освоить и соблюдать с первых шагов на нашем увлекательном поприще.
Приведу основные из этих положений.

Я уже говорил, что случайно добытое животное — не трофей, а в лучшем случае кусок дичины. Когда же эта дичина запретная, например тетерка, глухарка или иное животное, которое охотник должен бросить без пользы или прятать, то это просто позор. Не случайно охотники издавна носили свои трофеи не в рюкзаках, а на виду.

Позор и преступление против закона, природы и охотничьей этики — стрельба по чайкам, певчим птичкам и другим живым целям ради забавы или «чтобы набить руку» в обращении с ружьем. Так же следует расценивать «подвиги» безграмотных стрелков, которые с лучшими намерениями истребляют как «хищников» и «вредителей» редчайших соколов, орлов, грифов, бьют не в сезон четвероногих хищников, расправляются с совами.

Иной «охотник» с гордостью рассказывает, что «в прошлый выходной сбил на заре десяток уток, да взял лишь двух, так как остальные ушли подранками или потерялись в камышах». А ведь не думает такой «герой», что и стрелять не надо было над камышом и топью, где все равно невозможно собрать трофеи. Не представляет он, верно, на какие мучения обрек изуродованных недобитых птиц.
Лучшие традиции всех народов мира обязывают охотника брать свой трофей, не допуская ненужных страданий живого существа. Самым высоким достижением пулевого стрелка считается попадание, при котором олень умирает стоя, еще не рухнув на землю. Африканские охотники считают бесчестьем оставить на мучения раненого зверя; добивают его даже с большим риском для жизни.
Охота в России никогда не была бездумным истреблением беззащитных животных.

Бескрайние просторы, суровый климат, осторожность, выносливость, а порой и свирепость охотничьих животных превращают наш спорт и промысел в своеобразное состязание. В нем на равных противопоставляются силам природы человеческие смекалка, знание и упорство. Выстрелу по дичи, обретению желанного трофея предшествуют получение тех или иных знаний, длительные наблюдения, поиск и выслеживание. Выстрел по дичи, лишение ее жизни никогда не смаковалось в нашей охоте. Недаром ею увлекались такие гуманисты, как Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, С. Т. Аксаков.

Поколениями людей вырабатывались правовые и этические нормы охоты. Большинство из них полностью обусловлено моральной и практической стороной дела. Так, в таежных условиях животное считается добычей того, кто первый взял его след, а тем более ранил. Ведь следопыты-промысловики всегда сумеют «добрать» преследуемого зверя, хотя бы для этого потребовалось и несколько дней. Другое дело облавная охота спортсменов. Чаще всего это однодневный выезд, да и тропить подранка в обжитом краю, пересеченном дорогами, непросто. И потому по обычаю зверь принадлежит тому, чей выстрел остановил животное окончательно.

Известно, что поразить дичь выстрелом гораздо проще, чем вырастить, обучить и натренировать хорошую собаку. И неписаные охотничьи законы запрещают стрелять зверя из-под чужой гончей либо лайки. А уже если выстрел все-таки сделан, то дичь все равно принадлежит владельцу собаки, а стрелок получает от него лишь патрон в компенсацию расхода боеприпасов.
Разумеется, что это не относится к охоте в компании друзей. В этом случае хозяин собак всегда старается, чтобы его гости получили возможность выстрела и не уехали с охоты без трофея.

На охоте с легавой бывает некогда переговариваться, уступая друг другу право первого выстрела. Здесь уместнее заранее решить, что один стреляет птиц, летящих налево, другой — направо. А что касается трофеев, то считается неприличным, когда более удачливый стрелок, охотившийся в компании, забирает все трофеи себе. Здесь более уместен справедливый товарищеский дележ трофеев.
Законы товарищества и справедливости, драгоценные при любом человеческом общении, должны с особой тщательностью сохраняться в среде охотников. Старшинство на охоте определяется не служебным положением человека, а его охотничьим опытом, а на облавах — общественными полномочиями старшего на время проведения охоты.

Труд по прокладыванию первой лыжни, по переноске флажков, по устройству лагеря настоящие охотники делят между собой поровну, пропорционально возрасту и физическим возможностям каждого. Лентяй, жадина или «барин» неприемлемы в компании настоящих охотников, где от соблюдения законов товарищества зависит успех общего дела, радостное настроение, а порой и жизнь участников.

 


Поделиться:
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4972 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

<